Вопрос: Вправе ли ЖСК, ТСЖ либо управляющая компания начислять плату за опломбирование приборов учета?

Ответ: Нет, начисление платы за опломбирование ЖСК, ТСЖ, УК производить не вправе.

Обоснование: Постановление Правительства от 19 сентября 2013 года № 824 «О внесении изменений в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» закрепляет, что ввод приборов учета в эксплуатацию в случаях, предусмотренных настоящими Правилами (то есть Правилами № 354), осуществляется исполнителем (юридическим лицом независимо от организационно-правовой формы или индивидуальным предпринимателем, предоставляющими потребителю коммунальные услуги) без взимания платы (пункт 819).

Ввод в эксплуатацию прибора учета после его ремонта, замены и поверки осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 81 – 819 настоящих Правил (то есть без взимания платы). Установленный прибор учета, в том числе после поверки, опломбируется исполнителем без взимания платы с потребителя, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится исполнителем повторно в связи с нарушением пломбы или знаков поверки потребителем или третьим лицом.

Таким образом, с 19 сентября 2013 года пробел в Правилах предоставления коммунальных услуг устранен и ответ на вопрос о законности взимания платы за опломбирование и ввод в эксплуатацию счетчиков однозначен: ЖСК, ТСЖ и УК не вправе вводить такие платежи.

Было ли законно начислять эту плату раньше? Давайте разбираться.

Частично утратившими силу Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам № 307 данный вопрос не урегулирован.

Обратимся к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила № 354).

Так, подпунктом «у» пункта 31 Правил № 354 среди обязанностей исполнителя предусмотрено осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.

Данной обязанности исполнителя соответствует право потребителя требовать от исполнителя совершения действий по вводу в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета (подпункт «п» пункта 33 Правил № 354).

Как видим, о возмездности либо безвозмездности ввода в эксплуатацию прибора учета в данных пунктах ничего не сказано. Как и в пункте 81, в соответствии с которым оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения.

Подразумевает ли словосочетание «обеспечены собственником» платность этой услуги - не ясно. В абзаце 2 пункта 81 дано понятие только ввода установленного прибора учета в эксплуатацию - это документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги. Ввод в эксплуатацию осуществляется исполнителем на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю.

Понятие «опломбирования» в Правилах не раскрывается. Поясним, что опломбирование бывает двух видов: первый – установка пломбы изготовителем для предотвращения несанкционированного доступа к его внутренним частям и изменения показаний без видимого повреждения самого счетчика и (или) пломбы; второй имеет целью пресечь отбор коммунального ресурса, не учтенного индивидуальным прибором учета, в ней заинтересован поставщик ресурса (исполнитель коммунальных услуг).1

Пробел в Правилах привел к тому, что многие ЖСК, ТСЖ и УК с чистой совестью начисляли плату за опломбирование и ввод в эксплуатацию индивидуальный, комнатных и квартирных приборов учета.

Однако в соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 июля 2010 года организации, которые среди прочего осуществляют снабжение тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Согласно Федеральному закону № 416-ФЗ от 07 декабря 2011 года «О водоснабжении и водоотведении», то в п. 5 ст. 20 увидим, что приборы учета воды, сточных вод, установленные для определения количества поданной абоненту воды по договору водоснабжения, отведенных абонентом сточных вод по договору водоотведения, опломбируются организациями, которые осуществляют горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и с которыми заключены указанные договоры, без взимания платы с абонента, за исключением случаев, когда опломбирование соответствующих приборов учета производится такой организацией повторно в связи с нарушением пломбы по вине абонента или третьих лиц. Но это правило действует недавно: с 1 января 2013 года.

О чем свидетельствует судебная практика? Не вся практика негативна, однако:

Из решения АС Санкт-Петербурга и ЛО 23.07.2012 N А56-25816/2012, оставленного без изменения 13 ААС

«Действия по вводу в эксплуатацию индивидуальных приборов учета должны осуществляться исполнителями по установке (замене) приборов в рамках соответствующих договоров и оплачиваться потребителем по установленной в договоре цене.» Взимание обществом дополнительной платы с потребителя за опломбирование и ввод в эксплуатацию индивидуальных приборов учета водоснабжения является ущемляющим права потребителя условием.

Из Постановления 13 ААС от 28.06.2012 по делу N А33-2818/2012

«На собственников жилых помещений не может быть возложена обязанность по заключению договоров на оказание услуг по снятию показаний и опломбировке мест установки индивидуальных приборов учета, расположенных в принадлежащих им жилых помещениях, кроме того действующими нормативными актами не регламентировано, что ввод индивидуального прибора в эксплуатацию в обязательном порядке должен включать в себя процесс опломбирования мест установки индивидуальных приборов учета.».

Таким образом, и ранее начисление платы за опломбирование и ввод в эксплуатацию приборов учета нельзя было назвать правомерным.

1 Статья: О пломбировании приборов учета (Козырева С.Н.) («Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение», 2012, № 8)



Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.