С 1 января 2011 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 885 от 11.11.2010 вносятся достаточно существенные изменения в правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учёта по месту пребывания и по месту жительства.

Суть изменений сводится к упрощению порядка регистрации гражданина по месту жительства и по месту пребывания. В отличие от ранее действовавшего порядка подать заявление о снятии или о постановке на учёт по месту жительства/пребывания можно будет путём заполнения заявки на Едином портале государственных услуг.

На этом сайте прежде чем получить доступ к «госуслугам» нужно будет сперва получить «логин» и «пароль», или, в терминологии этого сайта, «личный кабинет». Важно отметить, что такой кабинет возможно завести только при наличии свидетельства о пенсионном страховании, так как введение его номера обязательно, а на самом сайте указано, что помимо этого от пользователя потребуется и идентификационный номер налогоплательщика. Действительно, если мы посмотрим на анкету, которую пользователь должен заполнить при регистрации, то мы увидим помимо страхового номера индивидуального лицевого счета и идентификационного номера налогоплательщика ещё и необходимость вводить номер мобильного телефона, а также электронную почту.

Тем самым автоматически ограничивается, притом совершенно незаконно круг лиц, имеющих доступ к услугам.

Во-первых, из круга лиц, имеющих право на получение этой государственной услуги исключается большинство пенсионеров, которые не побывали в числе застрахованных в соответствии с действующим пенсионным законодательством. Они не имеют свидетельств о пенсионном страховании, следовательно, не смогут завести свой «личный кабинет» на сайте. Между тем именно для этой категории упрощение доступа к такого рода услугам является наиболее актуальным, ведь речь идёт о пожилых людях, которым зачастую, и из дома-то выходить сложно. Это касается также инвалидов с детства, не получавших когда-либо зарплаты и многих других категорий граждан, не имеющих пенсионного свидетельства.

Во-вторых, если гражданин сознательно или несознательно не получает идентификационный номер налогоплательщика, он тем самым лишается права на возможность регистрации по месту жительства при помощи Интернет. Между тем, с учётом позиции многих верующих людей получение идентификационного номера налогоплательщика было сделано добровольным. В настоящее время — это действующий закон, и независимо от того, как мы оцениваем решение не получать идентификационный номер налогоплательщика, любые государственные органы обязаны учитывать право гражданина выбирать — получать его или нет. Ограничивать его права из-за этого государство не вправе. Помимо этого неполучение идентификационного номера налогоплательщика также исключает из круга участников этих отношений пенсионеров и иных лиц, не получивших идентификационный номер налогоплательщика по объективным причинам.

В-третьих, отсутствие мобильного телефона как основание для лишения права на регистрацию через Интернет — это юридический нонсенс. Иными словами, в данном случае наличие у гражданина прав ставится в зависимость от наличия у него договора возмездного оказания услуг, заключённого с коммерческой организацией связи.

Остаётся надеяться, что найдутся желающие оспорить все эти незаконные нормы, установленные на портале государственных услуг, и после этого регистрацией через Интернет смогут воспользоваться все граждане РФ независимо от ограничений, установленных произвольным решением чиновников.

Перейдём теперь к подробностям самих правил регистрации в новой редакции. Как установлено п. 9 и 16, гражданин вправе направить заявление по установленной форме и копии своих документов в орган регистрации в электронном виде. Очевидно, что документы должны быть для этого отсканированы.

В трёхдневный срок с момента отправки заявления органы регистрационного учёта обязаны зарегистрировать гражданина. Так установлено пунктом 18 Правил в новой редакции, но разъяснения Федеральной миграционной службы РФ на их официальном сайте содержат совсем другую версию. Слова про то, что орган учёта обязан зарегистрировать гражданина в 3-дневный срок пропускаются, но указывается, что гражданину перечисляются документы, которые он должен будет представить в подразделение Федеральной миграционной службы при личной явке. Но ведь личная явка — это совсем другое действие, отдельное от регистрации, об этом на сайте Федеральной миграционной службы РФ «забыли». Будем надеяться, что об этом не забудут при выполнении Правил регистрации сотрудники.

Следует обратить в этой связи внимание вот на что. Конечно, штамп о регистрации (а в просторечии — о прописке) в паспорте многим нашим гражданам нужен, но далеко не всем. Вот обязанность зарегистрироваться по месту жительства или пребывания предусмотрена законом и за неисполнение её предусмотрен штраф. Но этот штраф предусмотрен именно за проживание без регистрации, а не за проживание с паспортом, не содержащим штамп о регистрации. Таким образом, гражданин может направить своё заявление по Интернету и спокойно не ходить за ненужным ему штампом о регистрации, потому что регистрация должна быть совершена независим от его прихода в 3-дневный срок с момента поступления документов от него в орган регистрационного учёта. Нельзя исключать, что большинство граждан будут пользоваться этим и вообще не будут приходить в Федеральной миграционной службы РФ. Правда, это будет весьма расстраивать других граждан, из правоохранительных органов, которым так сродни словосочетание «отсутствие регистрации», что на заявление о том, что регистрация осуществлена по Интернету они могут реагировать не вполне адекватно.

Также для тех, кто не желает стоять в очередях и сдавать на регистрацию свой паспорт есть ещё одна возможность. Для тех, кто не в курсе, то есть для Правительства и Федеральной миграционной службы РФ, простановка этого штампа — это отдельная процедура, которую при всём желании сотрудники органов регистрации не будут производить, как указано в п. 18 Правил «в день поступления документа». Во всяком случае на «первых порах», то есть, как показывает практика, в течение ближайших трёх лет. Поэтому продолжится обычная наша история, когда мы, «сдавая паспорт на прописку», получаем его недели через две после того, как расстанемся с ним в паспортном столе. Если есть желание ускорить этот процесс, ту же регистрацию можно получить и за один день, но это тема уже из сферы уголовного права. Впрочем, можно быть абсолютно уверенным, что любой сотрудник Федеральной миграционной службы РФ опровергнет эти утверждения в два счёта с цифрами в руках. Только вот гражданам от этого не легче, и, несмотря на удивительные приключения цифр в отчётности и «административный оптимизм» чиновников, реальность такова, что если Вы хотите получить штамп в паспорте, надо либо кому-то заплатить, либо ждать две недели.

Так вот, чтобы избежать этого ожидания теперь у нас есть другая возможность — регистрироваться не по месту жительства, а по месту пребывания. Разница между этими двумя формами учёта на практике выражается только в том, что в первом случае ставится заветный штамп в паспорте, а во втором — даётся карточка учёта. Эту-то карточку, по желанию гражданина, регистрирующий орган обязан направить ему по месту пребывания в соответствии с п. 12 Правил регистрации. С учётом того, что регистрация по месту пребывания возможна без ограничения срока, и на деле между этими двумя формами нет никакой разницы, можно воспользоваться регистрацией по месту пребывания даже в своей собственной квартире (нигде же не сказано, что собственник обязан именно постоянно проживать в своей квартире, а не пребывать в ней). Тогда можно будет направить по Интернету заявление, получить свидетельство о регистрации по месту пребывания и спать спокойно.



Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.