Печать
Рассмотрим ситуацию: пассажир приобрел билет на рейс одной авиакомпании, которая вместо своего рейса перевозит этого пассажира на рейсе авиакомпании Россия. Кто несёт ответственность перед пассажиром за утрату багажа?

Предложение заключить договор от авиакомпании носит характер публичной оферты и регулируется ст. 437 ГК РФ. Гражданин совершает акцепт – уплачивает стоимость авиабилета, то есть он своими конклюдентными действиями (покупая авиабилет) присоединяется к стандартным условиям договора перевозки пассажира. Таким образом, приобретая билет конкретной авиакомпании, граждан заключает с ней договор воздушной перевозки.

Согласно ст. 116 Воздушного кодекса РФ ответственность перед пассажиром и грузовладельцем несет перевозчик в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также договором воздушной перевозки пассажира, договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

По договору воздушной перевозки грузов перевозчиком является авиакомпания, у которой гражданин приобретал билет. Поэтому данная компания несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять (ст. 118 Воздушного кодекса РФ). Таким образом необходимо обратиться в ту авиакомпанию, у которой граждан покупал билет, а затем - в надзорные органы  (Федеральное агентство воздушного транспорта - Росавиация) и суд.

Пределы ответственности перевозчика за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза установлены статьей 796 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
- в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары. При этом перевозчик возвращает отправителю (получателю) и провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.

Ответственность за утрату ручной клади регулируется статьей 119 Воздушного кодекса. Так, за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:
1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;
2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза;
3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей.
За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Если речь идет о международных перевозках, то в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, закрепляющей, что  общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы; если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора, приоритет над внутренним законодательством (прежде всего - Гражданским и Воздушным кодексами) имеют международные договоры. Такими договорами в области международных перевозок для России являются Варшавская конвенция 1929 г. об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок и Гаагский протокол 1955 г. к ней.

В соответствии со ст. 17 Варшавской конвенции перевозчик отвечает за вред, происшедший в случае уничтожения, потери или повреждения зарегистрированного багажа или товара, если происшествие, причинившее вред, произошло во время воздушной перевозки. При этом термином «воздушная перевозка» охватывается период времени, в течение которого багаж или товар находятся под охраной перевозчика (ст. 18).

Варшавская конвенция закрепляет предел ответственности перевозчика за утрату багажа - 250 франков (около 20 долларов США) за килограмм зарегистрированного багажа и 5000 франков (около 400 долларов США) на одного пассажира за незарегистрированный багаж. В Гаагском протоколе фраза «незарегистрированный багаж» отсутствует и  вместо него применяется понятие «предметы,  оставляемые  пассажиром при себе», иными словами незарегистрированный багаж – синоним ручной клади. При этом посредством особого соглашения с перевозчиком пассажир может установить и более высокий предел ответственности.

Аналогичную норму относительно увеличения лимита ответственности перевозчика содержит и ст. 11 Гаагского протокола 1955г. (пределы,  установленные настоящей статьей,  не препятствуют суду присудить в соответствии со своим законом  дополнительно  все или часть   судебных  издержек  и  других  расходов  по  судебному разбирательству, понесенных  истцом).

Отметим, что в силу ст. 19 Гаагского протокола для стран, подписавших и протокол и Варшавскую конвенцию, данные документы понимаются как единый документ и    называются Варшавская конвенция с изменениями, внесенными в Гааге в 1955 году. В то же время участие государства только в Гаагском протоколе означает его участие лишь в Варшавской конвенции, измененной Гаагским протоколом, но не говорит об участии в самой Варшавской конвенции.

Гаагским протоколом были изменены сроки направления перевозчику  возражения по обнаружении вреда или в случае утраты багажа. Так, в   случае   причинения  вреда  лицо,  имеющее  право  на получение груза,   должно   направить    перевозчику    возражение немедленно по  обнаружении  вреда  и  самое позднее в течение 7 дней со дня получения багажа и 14 дней со дня  получения товаров. В  случае  опоздания  протест  должен  быть произведен не  позднее чем через 21 день,  считая со дня,  когда багаж  или  груз были переданы в его распоряжение. Для сравнения: «в случае повреждения груза получатель должен направить перевозчику возражение немедленно по обнаружении повреждения и самое позднее в течение 3дневного срока после его получения. В случае опоздания протест должен быть произведен не позднее 14 дней со дня, когда багаж или товар будут переданы в его распоряжение» (ч. 2 ст. 26 Варшавской конвенции). При этом всякое возражение должно быть осуществлено путем оговорки, внесенной в перевозочный документ, или иного письменного сообщения, отправленного в срок, установленный для этого возражения.

Согласно ст. 28 Варшавской конвенции иск предъявляется в суд по месту нахождения перевозчика либо в суд по месту назначения («Иск об ответственности должен быть возбужден, по выбору истца, в пределах территории одной из Высоких Договаривающихся Сторон либо в суде по месту жительства перевозчика, по месту нахождения главного управления его предприятия или по месту, где он имеет контору, посредством которой был заключен договор, либо перед судом места назначения»).

Ст. 29 Варшавской конвенции устанавливает исковую давность по такого рода искам равной двум годам («Иск об ответственности должен быть возбужден, под страхом утраты права на иск, в течение двух лет с момента прибытия по назначению или со дня, когда воздушное судно должно было бы прибыть, или с момента остановки перевозки»).  

Кто отвечает перед пассажиром и грузовладельцем в случае смешанных перевозок?
Варшавская конвенция закрепляет, что в случаях перевозок, производимых несколькими последовательными перевозчиками, каждый перевозчик, принимающий пассажиров, багаж или товар, рассматривается в качестве договаривающейся стороны по договору о перевозке, поскольку этот договор имеет отношение к части перевозки, совершаемой под его контролем. В случае такой перевозки пассажир или его управомоченные могут возбудить дело лишь против перевозчика, производившего ту перевозку, в течение которой произошел несчастный случай или опоздание, за исключением случая, когда по специальному условию первый перевозчик принял ответственность за весь путь.
Если дело идет о багаже или товарах, отправитель может возбудить дело против первого перевозчика, и получатель, имеющий право на получение - против последнего, и тот и другой могут, кроме того, предъявить иск к перевозчику, совершавшего перевозку, в течение которой произошли уничтожение, утеря, повреждение или задержка. Эти перевозчики будут нести солидарную ответственность перед отправителем и получателем. Данная норма дает право требовать солидарной ответственности обоих перевозчиков.
Воздушный кодекс и ГК РФ нормы ответственности перевозчика в случае смешанных перевозок не содержат.



Поскольку в 2013 г. Россия планирует присоединиться к Монреальской конвенции 1999 г., следует знать, что лимит ответственности перевозчика в случае уничтожения, утери, повреждения или задержки багажа будет ограничиваться 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира и суммой 17 специальных прав заимствования за килограмм (ч. 1, 3 ст. 22).
Таким образом, Монреальская конвенция вводит новую расчетную единицу – специальные права заимствования, при этом уточняя, что суммы, указанные в специальных правах заимствования в Монреальской конвенции, рассматриваются в том смысле, как они определяются Международным валютным фондом в его собственных операциях на дату судебного решения. Для государств, не являющихся членами МВФ, применяются способы, установленные самими этими государствами. Также они могут заявить, что предел ответственности перевозчика при судебном разбирательстве на их территории будет употребляться в прежнем выражении, как это определено в предыдущей редакции Варшавской конвенции (п. 6 ст. 22 Монреальской конвенции).