Печать

Утилизационный сбор — новая пошлина на российском рынке автомобилей. Законодательство об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств вступает в силу с 1 сентября 2012 года. Кто должен платить утилизационный сбор на иностранные авто? За какие автомобили и в каком размере взимается сбор на утилизацию?

Введение утилизационного взноса призвано компенсировать потери российского бюджета от выполнения обязательного требования ВТО — поэтапного снижения ввозных пошлин на автомобили. Напоминаем, что Россия вступила в ВТО 23 августа 2012 года, и сразу после вступления в ВТО пошлины на ввоз автомобилей в Россию были снижены с 30 % до 25%. В дальнейшем планируется постепенное снижение ставок ввозных пошлин на автомобили.

 Обзор законодательства об утилизационном сборе

Вопросы, связанные с утилизационным сбором регулируются:

  • ст. 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее — закон об утилизационном сборе),

  • Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 года № 870 «Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств»,

  • п. 1 ст. 51 Бюджетного кодекса РФ.

Статья 24.1 указанного закона по названием «Утилизационный сбор», и Постановление Правительства № 870 «Об утилизационном сборе...» вступают в силу с 1 сентября 2012 года (п.1 ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 года № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления», п. 6 Постановления Правительства от 30.08.2012 года № 870). Это означает, что с 1 сентября при ввозе в Россию за каждое колесное транспортное средство должен уплачиваться сбор на утилизацию автомобилей, взимаемый в целях обеспечения экологической безопасности. Утилизационный сбор уплачивается также с каждого произведенного или изготовленного в России колесного транспортного средства.

Паспорта транспортных средств с сентября 2012 года будут выдаваться только на те автомобили, за которые уплачен утилизационный сбор, либо производитель которых в установленном порядке гарантировал последующее безопасное обращение с отходами после утраты автомобилем потребительских свойств.

Взимание утилизационного сбора осуществляет Федеральная таможенная служба (ФТС России) — п. 3 Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора (утверждены Постановлением Правительства от 30.08.2012 года № 870).

Уплаченные утилизационные сборы отнесены к неналоговым доходам и должны стопроцентно поступать в федеральный бюджет Российской Федерации (п. 1 ст. 51 БК).

Ставки утилизационного сбора приведены в Перечне транспортных средств, порядок расчета и уплаты расписан в Правилах взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.08.2012 года № 870.

Текст ст. 24.1 закона об утилизационном сборе и Постановление Правительства от 30.08.2012 года №870 выложены на нашем сайте.

 Кто освобождается от уплаты утилизационного сбора?

 

Введение сбора на утилизацию транспортных средств произведено с некоторыми исключениями для ряда колесных транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не уплачивается.

Во-первых, утилизационный сбор не платится за автомобили и иные транспортные средства, паспорта на которые выданы до вступления в силу нормативных актов об утилизационном сборе, то есть ранее 1 сентября 2012 года. На эти транспортные средства действие положений закона об утилизационном сборе не распространяется (п.2 ст. 3 Федерального закона от 28.07.2012 года № 128-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»). Также в п. 2 «Правил взимания, исчисления и уплаты утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также возврата уплаченных сумм этого сбора» содержится норма с аналогичным содержанием о неприменении Правил в отношении транспортных средств, на которые паспорта транспортных средств (паспорта самоходных машин и других видов техники) выданы до 1 сентября 2012 г.

Во-вторых, пунктом 6 ст. 24.1 закона «Об отходах производства и потребления» установлены группы транспортных средств, в отношении которых утилизационный сбор не взимается.

 

Экономические последствия введения утилизационного сбора: цена вопроса

 Какова экономическая «стоимость» утилизационного сбора на авто? По мнению многих экспертов ввведение утилизационного сбора для иномарок увеличат себестоимость перевозок, ударят по малому и среднему бизнесу в сфере транспортных перевозок, повлияют на конкурентоспособности российских перевозчиков на международном рынке и приведут к росту инфляции в стране. Другие же наоборот считают, что на инфляцию новый утилизационный сбор никак не повлияет, однако он стимулирует импорт автомобилей из Казахстана и Белоруссии, где действуют другие ввозные пошлины. В любом случае налоговая система Российской Федерации пополнилась еще одним сбором, который народ назвал «налогом на утилизацию».