Для начала разберемся с понятием электронных денег. Так, понятие приведено в п. 18 ст. 3 Федерального закона «О национальной платежной системе» от 27.06.2011 № 161-ФЗ. Так, электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

Не являются электронными денежными средствами денежные средства, полученные организациями:

- осуществляющими профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг;

- клиринговую деятельность и (или) деятельность по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами и осуществляющими учет информации о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета в соответствии с законодательством, регулирующим деятельность указанных организаций.

Кроме того неправильно относить к электронным денежным средствам традиционные банковские платежные карты, интернет-банкинг, подарочные сертификаты, телефонные и топливные карты. Это объясняется тем, что при расчетах электронными деньгами используется консолидированный банковский счет эмитента электронных денег, а не карточные или текущие счета пользователей. Учет электронных денег осуществляется без открытия банковского счета. Более правильным будет даже сравнение электронных денег с наличными деньгами.

Электронное средство платежа - средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий (на базе сетей, по-английски - network-based, например, Яндекс.Деньги, WebMoney, EasyPay, всем известное Qiwi), электронных носителей информации, в том числе платежных карт (на базе смарт-карт, по-английски - card-based, например, Visa Cash), а также иных технических устройств.

При осуществлении безналичных расчетов в форме перевода электронных денежных средств клиент предоставляет денежные средства оператору электронных денежных средств на основании заключенного с ним договора. В роли клиента может быть как физическое, так и юридическое лицо, а также индивидуальный предприниматель. Однако если физлицо может предоставлять денежные средства оператору электронных денежных средств с использованием своего банковского счета или без использования банковского счета, то юрлицо или ИП – только с использованием своего банковского счета (на него переводится остаток или часть электронных денежных средств).

Перевод электронных денежных средств, в отличие от перевода обычных денежных средств, осуществляется незамедлительно после принятия оператором электронных денежных средств распоряжения клиента (п. 11 ст. 7 ФЗ о национальной платежной системе). После исполнения распоряжения клиента об осуществлении перевода электронных денежных средств направляет клиенту подтверждение об исполнении указанного распоряжения.

Электронное средство платежа у клиента-физического лица может быть персонифицированным или неперсонифицированным (анонимным). Персонифицированный перевод означает, что проводится процедура идентификации клиента. Такая процедура обязательна в случае, если остаток электронных денег в любой момент не превышает 100 тыс. руб. либо эквивалентную сумму в иностранной валюте по официальному курсу ЦБ РФ. Неперсонифицированный перевод, то есть перевод без идентификации клиента, имеет место либо, если остаток электронных денег в любой момент не превышает 15 тыс. руб., а общая сумма переводимых электронных денег с использованием одного неперсонифицированного электронного средства платежа не может превышать 40 тыс. руб. в течение календарного месяца.

Однако юридическое лицо или индивидуальный предприниматель вправе использовать электронное средство платежа при условии идентификации оператором. Такое электронное средство платежа является корпоративным.

Можно «превратить» электронные деньги в реальные (это называется вывод) следующими способами:

- перевести их на банковский счет;

- перевести без открытия банковского счета;

- получить наличными денежными средствами.

Выбор одного из вышеперечисленных способов возможен, если клиент является физическим лицом. У клиента - юридического лица или индивидуального предпринимателя выбора нет: вывод возможен только путем перевода на банковский счет.

Деньги на электронном кошельке можно хранить как в российских рублях, так и в иной валюте, переводы осуществлять не только резидентам, но и нерезидентам РФ. В таком случае на переводы электронных денежных средств будут распространяться еще требования валютного законодательства РФ, в том числе Федерального закона от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». К слову, есть еще одна классификация электронных денег - на фиатные, то есть выраженные в одной из государственных валют (большинство национальных валют), и нефиатные, то есть валюта, имитируемая и используемая частными институциональными субъектами (в отдельных государствах, Шотландии, например, государство лицензирует частные банки для выпуска собственных бумажных денег). Как раз WebMoney, EasyPay, Qiwi, Яндекс.Деньги и являются нефиатными денежными.

 

Нужно ли вести какие-то специальные документы для отражения оборотов по кошельку? Должны ли доходы, получаемые на «интернет-кошельки», отражаться в приказе об учётной политике?

 

В соответствии со ст. 313 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – НК РФ) порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения. Принятая организацией учетная политика утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации (п. 12 ст. 167 НК РФ).

Обязанность формировать учетную политику организации и оформлять ее соответствующим приказом установлена пунктами 3 и 8 Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008, утвержденного Приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н (далее - ПБУ 1/2008).

Учетная политика организации - это принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности (п. 2 ПБУ 1/2008).

Принятая организацией учетная политика утверждается приказом или распоряжением лица, ответственного за организацию и состояние бухгалтерского учета. При этом утверждаются: рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности; формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности; порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств; правила документооборота и технология обработки учетной информации; порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета (ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 21.11.1996г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

В соответствии с п. 6 ПБУ 1/2008 учетная политика организации должна обеспечивать полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности; своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности); большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности); отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой); тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости); рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (требование рациональности).

Таким образом, исходя из требования полноты и осмотрительности, предписанного положением об учетной политике, доходы организации, зачисляемые на её электронные кошельки также должны отражаться в приказе об учетной политике. При этом если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности (п. 7 ПБУ 1/2008).

Изменения учетной политики, необходимость проведения которых может быть вызвана изменениями законодательства по бухгалтерскому учету, разработкой организацией новых способов ведения бухгалтерского учета или существенного изменения условий хозяйствования, производится с начала отчетного года, если иное не обуславливается причиной такого изменения.

Не следует забывать и о том, что в случае изменения учетной политики организация должна раскрывать причину изменения учетной политики; содержание изменения учетной политики; порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности; суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов, а если организация обязана раскрывать информацию о прибыли, приходящейся на одну акцию, - также по данным о базовой и разводненной прибыли (убытку) на акцию; сумму соответствующей корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно. Если изменение учетной политики обусловлено применением нормативного правового акта впервые или изменением нормативного правового акта, раскрытию также подлежит факт отражения последствий изменения учетной политики в соответствии с порядком, предусмотренным этим актом (п. 21 ПБУ 1/2008).

Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения влечет взыскание штрафа в размере 10 000 рублей. Те же деяния, если они совершены в течение более одного налогового периода влекут взыскание штрафа в размере 30 000 рублей (п.1 и п. 2 ст. 120 НК РФ).

 

С какого момента деньги, поступившие на интернет-кошелёк, подлежат налогообложению?

 

Федеральным законом от 27.06.2011г. № 162-ФЗ в налоговый кодекс были внесены изменения, в частности статья 46 была дополнена тем, что теперь взыскание налога, сбора, а также пеней, штрафа возможно и за счет электронных денежных средств организации, или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя.

Однако понятие «электронные деньги» в Налоговом кодексе РФ не раскрывается, порядок налогообложения операций с электронными деньгами не урегулирован.

Снова обратимся к определению электронных денежных средств, содержащемуся в Федеральном законе «О национальной платежной системе». Так, электронные денежные средства - денежные средства, которые предварительно предоставлены одним лицом (лицом, предоставившим денежные средства) другому лицу, учитывающему информацию о размере предоставленных денежных средств без открытия банковского счета (обязанному лицу), для исполнения денежных обязательств лица, предоставившего денежные средства, перед третьими лицами и в отношении которых лицо, предоставившее денежные средства, имеет право передавать распоряжения исключительно с использованием электронных средств платежа.

Из данного определения следует, что электронные денежные средства – это прежде всего денежные средства для исполнения денежных обязательств. Поэтому с точки зрения налогообложения электронные деньги являются денежными средствами, и, следовательно, и налоги уплачиваются с доходов, полученных на электронный кошелек, в обычном порядке.

Обязанность по уплате налога возникает при наличии оснований, установленных НК РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора (п.1 и п. 2 ст. 44 НК РФ). Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ. Таким образом, налогоплательщик определяет момент формирования налоговой базы, исчисляет сумму налога и уплачивает его. Например, моментом определения налоговой базы НДС согласно п. 1 ст. 167 НК РФ считается наиболее ранняя из следующих дат:

1) день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

2) день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

В случаях, если товар не отгружается и не транспортируется, но происходит передача права собственности на этот товар, такая передача права собственности приравнивается к его отгрузке.

Моментом определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления является последнее число каждого налогового периода.

Момент определения налоговой базы при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг) для собственных нужд, признаваемой объектом налогообложения, определяется как день совершения указанной передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг).

Организации, применяющие общий режим налогообложения, должны облагать операции по реализации товаров налогом на добавленную стоимость (ст. 146 НК РФ). Рассуждая о вопросах налогообложения доходов, поступающих на «электронный кошелек», в рамках общей системы налогообложения, следует обратить внимание на то, что операции по переводу электронных денежных средств, осуществляемые банками, освобождаются от НДС в силу пп. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ. Но в то же время оператором электронных денежных средств может быть не только банк, но и небанковская кредитная организация. Главное, чтобы такая организация имела право переводить средства без открытия банковских счетов (осуществлять перевод электронных денежных средств). Так, в силу ст. 11 ФЗ «О национальной платежной системе» операторами по переводу денежных средств являются Банк России, государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (Внешэкономбанк), а также кредитные организации, имеющие право на осуществление перевода денежных средств.

 

Некоторые особенности бухгалтерского учета и статус комиссий платёжной системы

 

При ведении бухгалтерского учета электронных денег используется счет 55 «Специальные счета в банках». Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, Счет 55 «Специальные счета в банках» предназначен для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ и иностранных валютах, находящихся на территории РФ и за ее пределами в аккредитивах, чековых книжках, иных платежных документах (кроме векселей), на текущих, особых и иных специальных счетах, а также о движении средств целевого финансирования в той их части, которая подлежит обособленному хранению.

К счету 55 «Специальные счета в банках» могут быть открыты субсчета:

55-1 «Аккредитивы»;

55-2 «Чековые книжки»;

55-3 «Депозитные счета» и др.

Как видим, перечень открытый, таким образом, открытие субсчета «Электронные деньги» к счету 55 «Специальные счета в банках» не будет противоречить законодательству.

Обращаем Ваше внимание на запрет организациям и предпринимателям рассчитываться между собой электронными денежными средствами (п. 9 ст. 7 ФЗ «О национальной платежной системе»).

Например, покупатель оплачивает организации оказанные услуги посредством электронных денег. В бухучете данная операция отражается посредством следующей записи:

- получена оплата от покупателя электронными деньгами:

Дебет счета 55, субсчет «Электронные деньги»,

Кредит счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», ____ руб.

Комиссия за проведение платежа взимается системой с покупателя.

Как уже было сказано выше, для вывода электронных денег организация или ИП может использовать только свой банковский счет. За такую операцию взимается комиссия в размере 3 % от суммы, включая НДС. Эта операция в бухучете отражается следующей записью:

- денежные средства выведены из электронной платежной системы на расчетный счет предприятия:

Дебет счета 51

Кредит счета 55, субсчет «Электронные деньги», _____ руб.;

- учтена комиссия за вывод электронных денег:

Дебет счета 76

Кредит счета 55, субсчет «Электронные деньги», _____ руб.;

- в составе прочих расходов учтена комиссия по выводу электронных денег:

Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы»,

Кредит счета 76 _____ руб.;

- отражен налог на добавленную стоимость в составе комиссии по выводу электронных денег:

Дебет счета 19

Кредит счета 76 _____ руб.

Важным моментом является то, что использование корпоративного электронного средства платежа осуществляется при условии, что остаток электронных денежных средств не превышает 100 тысяч рублей либо сумму в иностранной валюте, эквивалентную 100 тысячам рублей по официальному курсу Банка России, на конец рабочего дня оператора электронных денежных средств. В случае превышения этой суммы, оператор электронных денежных средств обязан осуществить зачисление или перевод денежных средств в размере превышения на банковский счет юридического лица или индивидуального предпринимателя без его распоряжения.

Данный способ – далеко не единственный способ отражения в бухучете операций с электронными деньгами. Только четкое понимание схемы хозяйственной деятельности и требований бухучета позволит бухгалтеру разработать удобную схему бухгалтерского учета, которая утверждается в учетной политике.

 

В соответствии со ст. 346.15 главы 26.2 Налогового кодекса РФ, посвященной упрощенной системе налогообложения (далее также - УСН), налогоплательщики при определении объекта налогообложения учитывают:

1) доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации имущества, имущественных прав в соответствии со ст. 249;

2) внереализационные доходы согласно ст. 250 Налогового кодекса РФ.

Доходы от реализации - это все поступления, связанные с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах (ст. 249 НК РФ). Доходы, предусмотренные статье 251 НК РФ, при определении объекта налогообложения не учитываются. Например, не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, работ или услуг, которые получены от других лиц в порядке предварительной оплаты товаров (работ, услуг) налогоплательщиками, определяющими доходы и расходы по методу начисления.

Таким образом, для целей налогообложения при УСН учитываются в том числе и доходы, поступившие на электронный кошелек, если они не относятся к доходам, указанным в ст. 251 Налогового кодекса, а также не относятся к доходам, перечисленным в п. 11 ст. 356.15 НК РФ, а именно: доходам организации, облагаемым налогом на прибыль по налоговым ставкам, предусмотренным пп. 3 и 4 ст. 284 НК; доходам ИП, облагаемым НДФЛ по налоговым ставкам, предусмотренным п.2,4,5 ст. 224 НК РФ.

Дата получения доходов - это день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) налогоплательщику иным способом (кассовый метод).

Таким образом, доходы, поступившие на электронный кошелек подлежат налогообложению по их поступлении. Далее все по вышеописанной схеме: налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот, если иное не предусмотрено НК РФ и уплачивает его.

Налогоплательщики-организации по истечении налогового периода представляют налоговую декларацию в налоговые органы по месту своего нахождения в силу п. 1 ст. 346.23 НК РФ. Налоговая декларация по итогам налогового периода, который составляет 1 год, представляется налогоплательщиками-организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В случае непредставления налогоплательщиком-организацией налоговой декларации в налоговый орган в течение 10 дней по истечении установленного срока представления такой декларации налоговый орган принимает решение о приостановлении операций налогоплательщика-организации по его счетам в банке и переводов электронных денежных средств. Исполнение банком при наличии у него решения налогового органа о приостановлении переводов электронных денежных средств налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента его поручения на перевод электронных денежных средств, не связанного с исполнением обязанностей по уплате налога (авансового платежа), сбора, пеней, штрафа, влечет взыскание штрафа в размере 20 % суммы, перечисленной в соответствии с поручением налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента, но не более суммы задолженности, а при отсутствии задолженности - в размере 20 000 рублей (п. 3 ст. 135.2 НК РФ).

Размеры и условия взимания комиссий зависят от самой платежной системы. Например, осуществлять оплату услуг и покупок в интернет-магазинах либо перевод в адрес владельца профессионального кошелька через сайт владельца кошелька, зарегистрированный в системе - не более 100 000 рублей в месяц с использованием платежной системы RBK Money можно бескомиссионно. За вывод средств на счет в Альфа-банк система взимает комиссию в размере 3,5 %.

Например, за внутренний перевод системой WebMoney взимается комиссия в размере 0,8% от суммы платежа, системой Яндекс.Деньги - 0,5 % от суммы платежа, системой RBK Money - 0,3 – 0, 5 % (в зависимости от вида кошелька – расширенный / стандартный), комиссия агента при этом не взимается. За банковский перевод, наоборот, система комиссию не взимает – имеет место комиссионное вознаграждение агента в размере в зависимости от банка. За вывод денег на счет физического лица в банке система Яндекс.Деньги берет комиссию в размере 3 % от суммы + 15 руб., система RBK Money – 3 % от суммы + 20 руб., WebMoney – 0,8 % (это стандартная комиссия WebMoney с каждой исходящей транзакции). Также взимается комиссия банка, если такая имеется.

Если организация решила использовать электронную платежную систему для своих расчетов, например, систему WebMoney, то следует сказать, что регистрация в данной системе всегда производится на физическое лицо. Далее представитель компании получает персональный аттестат и подает заявку на заключение договора с представителем системы.

Возникает вопрос: уменьшает ли налогооблагаемую базу взимаемая комиссия? Применительно к налогоплательщикам на УСН ст. 346.16 НК РФ предписывает при определении объекта налогообложения уменьшать полученные доходы на расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями (п. 9). Налоговая база уменьшается на размер комиссии в день, когда она была снята.

В отношении налогоплательщиков на ОСНО следует отметить, что оплата банковских услуг может быть указана как в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, так и в составе внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией. В силу п. 4 ст. 252 НК РФ если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты. Поэтому при уменьшении налогооблагаемой базы на сумму комиссии при наличии документального подтверждения первичными документами произведенных затрат вопросов у налоговых органов не должно возникнуть.

 

Правовой режим средств на кошельке в плане перечисления их физическим лицам

Является ли юридическое лицо-отправитель денег на кошелек физического лица налоговым агентом?

 

Кто является налоговым агентом по НДФЛ? Ответ на данный вопрос содержит п. 1 ст. 226 НК РФ, в соответствии с которым российские организации, индивидуальные предприниматели, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также обособленные подразделения иностранных организаций в РФ, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать и уплатить сумму НДФЛ.

При этом учитываются все доходы, источником которых является налоговый агент, за исключением:

- доходов по операциям с ценными бумагами и по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок;

- операциям РЕПО, объектом которых являются ценные бумаги;

- операциям займа ценными бумагами;

- доходам, полученным участниками инвестиционного товарищества.

Кроме того, установлены особенности исчисления сумм налога отдельными категориями физических лиц (ст. 227 НК РФ), особый порядок уплаты налога иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании трудового договора или гражданско-правового договора для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (ст. 227.1 НК РФ); особенности исчисления налога в отношении отдельных видов доходов (ст. 228 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса РФ источник выплаты доходов налогоплательщику - это организация или физическое лицо, от которых налогоплательщик получает доход.

Из вышеизложенного следует, что юридическое лицо-отправитель денежных средств на кошелек физического лица является налоговым агентом.

В то же время банк, который перечисляет физическим лицам денежные средства по поручению этого юрлица, налоговым агентом не является (письмо Минфина России от 11 марта 2009 г. N 03-04-06-01/53). Хотя на этот счет присутствует и другое мнение Минфина РФ о том, правила, установленные в ст. 226 НК РФ, применяются одинаково вне зависимости от источника денежных средств, за счет которого выплачиваются доходы налогоплательщику налоговым агентом (Письмо от 21 апреля 2008 г. N 03-04-06-01/97).

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается в бюджет по месту учета налогового агента в налоговом органе.

 

В какой момент следует перечислять НДФЛ за физическое лицо?

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате и перечислить суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках (п. 4, п. 6 ст. 226 НК РФ).

Следует отметить, что в силу п. 5 ст. 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее 1 месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать НДФЛ и сумме налога. После окончания налогового периода и такого письменного сообщения о невозможности удержать НДФЛ обязанность по уплате налога возлагается на физическое лицо, а обязанность налогового агента по удержанию соответствующих сумм налога на доходы физических лиц прекращается.

Как разъяснил Минфин России в письме от 17 ноября 2010 г. N 03-04-08/8-258 невозможность удержать налог возникает, например, в случае выплаты дохода в натуральной форме или возникновения дохода в виде материальной выгоды. При этом, если до окончания налогового периода налоговым агентом выплачиваются налогоплательщику какие-либо денежные средства, он обязан произвести из них удержание налога с учетом ранее не удержанных сумм.

Порядок представления в налоговые органы сообщений о невозможности удержания НДФЛ и сумме налога утвержден приказом ФНС России от 16 сентября2011 г. № ММВ-7-3/576@.

В силу ст. 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, в том числе таких письменных сообщений, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.

 

Что делать, если с электронного кошелька осуществлялся возврат излишне перечисленных средств от клиента-физического лица на его электронный кошелёк?

 

Возврат излишне перечисленных денежных средств доходом с точки зрения налогового учета не является. Ответ на этот вопрос подкреплен официальной позицией Министерства Финансов РФ (письмо от 4 июля 2005 г. N 03-11-04/2/11).

Так, в соответствии со ст. 316.15 НК РФ при определении объекта налогообложения учитываются следующие доходы:

  1. Доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 НК РФ;

  2. Внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 НК РФ.

При определении налогооблагаемых доходов не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Доход - это экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить, и определяемая в соответствии с главами «НДФЛ» и «Налог на прибыль организаций» НК РФ (ст. 41 НК РФ).

Поскольку денежные средства, возвращенные продавцом в связи с ошибочным перечислением не являются, по своей сути, экономической выгодой для организации, то данные средства не учитываются в составе доходов при определении объекта налогообложения.

Как отразить такую операцию в бухгалтерском учете?

Например, покупатель перечислил поставщику предоплату:

- получена предоплата от покупателя

Дебет счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» и кредит счета 55, субсчет «Электронные деньги»

Комиссия за проведение платежа взимается системой с покупателя.

Но отгружено было товара меньше, поэтому поставщик решил возвратить деньги покупателю:

Субсчет 60-2 «Расчеты с поставщиками по предоплате (авансам)» как возврат излишне перечисленных сумм.

 В заключение следует сказать о том, что организации и предприниматели должны информировать налоговый орган о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств (пп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Сообщить такую информацию налоговому органу необходимо в течение 7 дней со дня возникновения (прекращения) данного права. В противном случае взимается штраф в размере 5000 руб. (ст.ст. 78, 23 НК РФ). Момент возникновения права определяется согласно условиям договора об использовании электронного средства платежа.



Санкт-Петербург:
телефон: +7 812 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Симферополь:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Крылова, д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.