В период до 1 января 2014 г. закрытые акционерные общества (Далее-ЗАО) могут по выбору участников ЗАО преобразоваться в общества с ограниченной ответственностью (Далее-ООО), производственные кооперативы или сохранить организационно-правовую форму акционерного общества(далее-АО). По истечении указанного переходного периода к закрытым акционерным обществам применяются положения ГК РФ в новой редакции об акционерных обществах.

Современное ЗАО предполагает, преимущественное право приобретения акций акционерами ЗАО и запрет распространять акции путём открытой подписки.

Проект ГК предполагает создание публичного акционерного общества(Далее-ПАО) и непубличного акционерного общества (Далее-НПАО).

ПАО предполагает возможность распространять акции путём открытой подписки и невозможность установления преимущественного права приобретения акций или необходимость согласия на отчуждение акций.

НПАО предполагает запрет распространения акций путем открытой подписки, и возможность установления преимущественного права.

В соответствии с предполагаемыми изменениями, если общество не начинает распространять акции путём открытой подписки и не называет себя публичным (не указывает в фирменном наименовании), оно является непубличным.

ОБЩИЕ НОРМЫ

Существенные изменения общих норм о юридических лицах, которые повлияют на деятельность, существующих ЗАО:

  1. Регламентировано решение о создании Юридического лица. В решении о создании корпоративного юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица и утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица, сведения о результатах голосования учредителей по вопросам учреждения юридического лица, о порядке совместной деятельности учредителей по созданию юридического лица и иные, сведения, предусмотренные законом.

  1. Вводятся типовые формы уставов, которые будут утверждаться государственным органом.

  1. Проект ГК указывает на то, что для получения права заниматься определенной деятельностью может быть необходимо также членство в саморегулируемой, получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определенным видам работы.

  1. Особенности государственной регистрации

    • Все третьи лица могут добросовестно полагаться на данные ЕГРЮЛ. Само Юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, полагавшимися на данные единого государственного реестра, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем, за исключением случаев, когда соответствующие данные внесены в реестр в результате неправомерных действий третьих лиц или иным путем помимо воли юридического лица. Юридическое лицо обязано возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц.

    • Государственный орган обязан проводить до регистрации или иных действий, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

    • Изменения устава по общему правилу приобретаю силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.

  1. Ответственность

    • Ответственность за деятельность Юридического лица могут нести, в том числе лица, имеющие фактическую возможность определять действия юридического лица (мажоритарные акционеры)

    • В случае совместного причинения вреда, они несут солидарную ответственность.

    • Соглашения об устранении ответственности Лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица и членов коллегиальных органов, ничтожны

    • Субсидиарная ответственность единственного участника вводится. Это Означает, что Проект закрепляет одно из положений доктрины ""снятия корпоративной вуали"". Юридическое лицо перестает быть способом ограничения ответственности участников юридического лица.

  1. Особенности реорганизации вводятся, связанные с определенными ограничениями реорганизации. Вводится возможность признания реорганизации несостявшейся, и своего рода возвращение Юридического лица к ситуации, которая была до реорганизации, но с учётом возникших прав и обязанностей.

  1. Проект ГК предусматривает в качестве последствия не представления документов отчетов втечение последних 12 месяцев, в виде признания его фактически прекратившим деятельность. Предусматривает возможность исключения такого юридического лица из ЕГРЮЛ. Раньше аналогичная норма была в ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц индивидуальных предпринимателей”.

  1. Проект более четко характеризует, что может быть вкладом. Вкладом могут быть деньги, вещи, доли (акции) в уставных (складочных) капиталах других хозяйственных обществ и товариществ, государственные и муниципальные облигации, исключительные и иные интеллектуальные права, а также права по лицензионным договорам, если иное не установлено законом. Вкладом может быть то, что подлежит денежной оценке. Денежная оценка неденежного вклада в уставный капитал хозяйственного общества должна быть проведена независимым оценщиком. Участники не вправе определить денежную оценку неденежного вклада в размере, превышающем сумму оценки, определенную независимым оценщиком.

  1. Проект ГК относительно минимального размера уставного капитала хоз. обществ отсылает к ФЗ “Об АО”.

  1. Вводится корпоративный договор, как своеобразный аналог акционерного соглашения. Установлены определенные правила, связанные с действием этого договора. Например, в отличии от акционерного соглашения, нарушение корпоративного договора может являться основанием для признания недействительными решений органов хозяйственного общества по иску стороны данного договора при условии, что на момент принятия органом хозяйственного общества соответствующего решения сторонами корпоративного договора являлись все участники хозяйственного общества, а признание решения органа недействительным не нарушает права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

НПАО - непубличные акционерные общества

Можно выделить следующие особенности НПАО, по сравнению с ЗАО:

  1. НПАО, также как и ЗАО, не может распространять акции путём открытой подписки.

  1. Отличие - НПАО в отличии от ЗАО может устанавливать преимущественное право приобретения акций по своему усмотрению, а не императивно, как это было в случае с ЗАО.

Возможность предусмотреть порядок преимущественного права приобретения размещаемых обществом акций или иных ценных бумаг, конвертируемых в его акции. Здесь на мой взгляд возникает вопрос как толковать эти слова, означает ли это, что учредители могут другой порядок предусмотреть, по сравнению с тем, что есть в законе? Или они могут установить это преимущественное право, и порядок его осуществления, но в законе преимущественное право не установлено, Или в законе есть указание на преимущественное право, но там не определен порядок, и они могут его сформулировать в уставе, но тогда возникает вопрос, а если не сформулируют?

На мой взгляд законодатель имел ввиду, возможность предусмотреть преимущественное право, а в законе его не будет. Такой вывод сделан мной на основании того, что в предыдущих пунктах, когда законодатель хотел показать, что можно установить правило отличное от закона, он так и писал, что “можно установить“отличные от закона правила”, в данной же ситуации он этого не делает, значит в законе не будет общего правила в виде преимущественного права. На мой взгляд необходимо указать было, что “учредители могут установить преимущественное право приобретения акций и порядок осуществления данного преимущественного права”. Такой вариант толкования кроме того соотносится с общей тенденцией отказа от ЗАО, по причине того, что они имеют схожесть с ООО в связи с преимущественным правом. Это отражено и в п.4.1.6 Концепции развития гражданского законодательства. Ситуация прояснится, когда вступит в силу ФЗ “Об АО”, в новой редакции. Если же даже рассмотреть третий предложенный вариант толкования(буквальный), получается право есть в законе, но порядка нет, и его предусматривать не обязательно. А если нет порядка осуществления права, то и право осуществлено быть не может, право которое не может быть осуществлено, и право то достаточно сомнительное. А следовательно возможность предусмотреть порядок в Уставе и есть фактически установление возможности осуществления этого права.

Вывод: Преимущественное право приобретения акций будет, но не совсем понятно, будет ли оно в качестве общего правила в законе(которое можно изменить), или в качестве возможности предусмотреть его в Уставе или корпоративном договоре.

  1. Корпоративный договор в НПАО не подлежит раскрытию.

  1. Принятые общим собранием участников решений и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются для непубличного акционерного общества - путем нотариального удостоверения или удостоверения лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии. В отличии от действующего ФЗ “Об АО”, который предусматривает порядок оглашения решений общего собрания.

  1. Предусмотрена возможность передавать некоторые полномочия, отнесенные к компетенции общего собрания на рассмотрение наблюдательного совета. Важно отметить, что Проект ГК в отличии от действующего ФЗ “Об АО”, предусматривает, что могут быть переданы любые полномочия, за исключением случаев прямо названных в Проекте ГК. В свою очередь действующий ФЗ “Об АО”, указывает, что Полномочия могут быть ПЕРЕДАНЫ, только в тех случаях , которые предусмотрены в законе.

  1. В отличии, от действующего ФЗ “Об АО”, Проект предусматривает возможность закрепления за наблюдательным советом общества полностью или в части функций коллегиального исполнительного органа общества либо об отказе от образования исполнительного органа, если его функции осуществляются наблюдательным советом. В отличии, от действующего ФЗ “Об АО”

  1. Появились возможности отказываться от создания ревизионной комиссии, изменять порядок созыва подготовки и проведения общих собраний, возможность устанавливать иные правила касающиеся количественного состава наблюдательного совета.

ПАО - публичные акционерные общества

Предположим, что бывшее ЗАО решило публично размещать акции (путем открытой подписки) или в своем фирменном наименовании дописать “публичное”, тогда бывшее ЗАО станет ПАО и на него будут распространяться особые правила:

  1. Принятие решения общим собранием участников хозяйственного общества и состав участников, присутствовавших при его принятии, подтверждаются для публичного акционерного общества - лицом, осуществляющим ведение реестра акционеров такого общества и выполняющим функции счетной комиссии.

  1. Информация о корпоративном договоре, заключенном акционерами публичного акционерного общества, должна быть раскрыта в пределах, порядке и на условиях, предусмотренных законом.

  1. Публичное акционерное общество обязано представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус.

  1. Если общество не является публичным, то оно ВПРАВЕ представить для включения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на его публичный статус, и как следствие станет публичным.

  1. Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня включения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, отражающем указание на его публичный статус.

  1. В публичном акционерном обществе образуется наблюдательный совет, число членов которого не может быть менее пяти.

  1. Обязанности по ведению реестра акционеров публичного акционерного общества и исполнение функций счетной комиссии осуществляются независимой организацией, имеющей предусмотренную законом лицензию.

  1. В публичном акционерном обществе не могут быть ограничены количество акций, принадлежащих одному акционеру, их суммарная номинальная стоимость, а также максимальное число голосов, предоставляемых одному акционеру. Уставом публичного акционерного общества не может быть предусмотрено преимущественное право приобретения отчуждаемых акций иными лицами или согласие на их отчуждение.

  1. Публичное акционерное общество обязано публично раскрывать информацию, предусмотренную законом.

  1. При этом публичное акционерное общество не вправе размещать привилегированные акции, номинальная стоимость которых ниже номинальной стоимости обыкновенных акций.

  2. Будут предусмотрены и другие требования в ФЗ “Об АО”.





Санкт-Петербург:
телефон: +7 921 908-14-32
Железноводская ул., д. 34/5, 4-й этаж

Москва:
телефон +7 965 2505910
Гостиничная ул., д. 4 корп. 9 подъезд 1а

Нижний Новгород:
тел. +7 921 908-14-32
ул. Маршала Голованова д. 15а

Ростов-на-Дону
тел. +7 921 908-14-32
Ворошиловский пр., д. 5

Наши реквизиты:

ООО "Юридическое бюро Юрьева"
ОГРН 1047806003850
ИНН/КПП: 7804176920/471101001
р/с 40702810510000102708
в АО "ТИНЬКОФФ БАНК" к/с 30101810145250000974
БИК 044525974


Основание платежа: Оплата юридических услуг, НДС не облагается.