Печать

По общему правилу, установленному в ч. 4 ст. 66 Гражданского кодекса РФ государственные органы и муниципальные образования не вправе участвовать в хозяйственных обществах. К хозяйственным обществам относятся наиболее распространённые в нашей стране организационно-правовые формы компаний — общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества.

Исключения из этого правила допускаются на основании специальных федеральных законов. И такие законы существуют.

В первую очередь, ст. 80 Бюджетного кодекса РФ, основного документа, на основании осуществляется бюджетный процесс в России, предусмотрена возможность осуществления бюджетных инвестиций в юридические лица. Согласно ч. 1 указанной статьи, в случае осуществления инвестиций муниципальные органы или государство должно приобретать взамен долю в уставном капитале, при чём эта доля не может быть менее 25 % уставного капитала, если специальным Указом Президента не установлено иное в отношении стратегических предприятий.

Процедура предоставления бюджетных инвестиций достаточно сложна. Они должны быть предусмотрены в бюджете на очередной бюджетный год, то есть должны пройти голосование в представительном органе муниципального образования или соответствующего уровня государственной власти, и только после вступления в силу бюджета в течение 3 месяцев должен быть заключён договор с соответствующим юридическим лицом о предоставлении инвестиций взамен на приобретение доли в уставном капитале. Незаключение такого договора влечёт отказ в предоставлении инвестиций.

Следующая возможность, предоставляемая законом муниципальным образованиям, касается создания межмуниципальных хозяйственных обществ. Дело в том, что муниципальные унитарные предприятия не предполагают множественности своих учредителей. Это противоречит самой сути унитарных предприятий. Поэтому для случаев, когда муниципальным образованиям, как правило, соседним, требуется решать совместные вопросы местного характера, предусмотрена возможность создания «межмуниципальных обществ с ограниченной ответственностью». Как видно из текста п. 1 ст. 68 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в РФ», учредителями такого межмуниципального общества с ограниченной ответственностью могут быть только муниципальные образования. Иные учредители в этой организации не предполагаются.

Третий вариант участия муниципального образования или государства в хозяйственном обществе предусмотрен Федеральным законом «О приватизации государственного и муниципального имущества». Дело в том, что любое участие в юридическом лице для его участника сопряжено с передачей имущества в собственность этому юридическому лицу. Если участником оказывается государство или муниципальное образование, то для него такая передача должна квалифицироваться как приватизация (то есть отчуждение имущества из публичной в частную собственность). Поэтому участие государственных или муниципальных образований в хозяйственных обществах рассматривается именно в рамках законодательства о приватизации.

Вышеуказанный закон о приватизации ограничивает круг организационно-правовых форм, в которых возможно участие в качестве учредителя государства или муниципального образования. Согласно п. 1 ст. 25 по решению соответствующего органа возможно внесение имущества в уставный капитал только открытых акционерных обществ, а согласно п. 2 той же статьи это возможно только в двух случаях — при создании открытых акционерных обществ и при увеличении его уставного капитала. При увеличении уставного капитала п. 3 предусматривает дополнительные условия: уже существующее открытое акционерное общество должно принять решение об увеличении уставного капитала в соответствии с требованиями, которые изложены в законе, должна быть произведена рыночная оценка имущества, вносимого в уставный капитал, дополнительные акции, приобретаемые взамен вносимого имущества в уставный капитал, должны быть обыкновенными.

Изложенные варианты участия государства и муниципального образования в хозяйственных обществах не исключают ещё одной возможности, а именно — наследования выморочного или завещанного имущества государством, в результате чего ему могут достаться в том числе и доли в уставном капитале. В этом случае должен решаться вопрос об отчуждении этих долей в порядке приватизации с торгов.